МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
Экзаменационная пора рано или поздно
наступает в жизни любого из нас, это – неизбежный
этап социализации человека, этап трудный, но качественная подготовка позволяет
достойно пройти его. Многие школьники терпят неудачу, начиная подготовку в
последние несколько дней перед экзаменом.
Первый совет – подготовка должна быть систематической,
а не фрагментарной. Невозможно за короткое время не просто заучить определения,
но осмыслить содержание, структуру понятий, уяснить хотя бы основные их
внутренние и внешние связи, тем более – выработать соответствующие умения.
Аналогичным образом невозможно быстро освоить разнообразные умения, связанные с
анализом текста. Требует определенного времени и совершенствование умения
формулировать и связно излагать в письменной форме свои мысли.
Второй совет – целесообразно пошаговое
освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения
соответствующих содержательных разделов предмета.
С чего же следует начать подготовку к
государственной итоговой аттестации в новой
форме?
Для того чтобы получить верное
представление об экзаменационной работе, советую внимательно изучить следующие
документы:
- Кодификатор элементов содержания
экзаменационной работы,
- Спецификацию экзаменационной работы,
- Демонстрационный вариант и систему оценивания
экзаменационной работы.
Они определяют структуру и содержание
экзаменационной работы по предмету. Каждый год эти документы обновляются,
поэтому советую знакомиться с документами последнего года (www.fipi.ru).
Кодификатор составлен на базе
обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету
(приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных
требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от
19.05.1998 г. № 1236), а также обязательного минимума содержания основных
образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной
школы (Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования от 05.03.2004 № 1089). Кодификатор содержит перечень элементов
содержания, проверяемых, согласно государственным требованиям к содержанию
образования и подготовке выпускников, заданиями экзаменационной работы. В
экзаменационной работе не может быть заданий, проверяющих иные элементы
содержания, не предусмотренные государственными нормативами.
В Спецификации охарактеризованы
структура и содержание экзаменационной работы, приведен план работы. Из этого
документа вы узнаете о том, сколько и каких заданий составляют экзаменационную
работу.
Демонстрационный вариант позволит
получить представление о трудности экзаменационной работы по предмету.
Естественно, что в экзаменационных вариантах представлены не те задания, что
вошли в демоверсию, а подобные им. Выполните задания демонстрационного варианта
и сверьте свои ответы с системой оценивания
демонстрационного варианта, подсчитайте полученные за выполнение всей работы
баллы и определите, хватило ли вам отведенного для выполнения экзаменационной
работы времени, – так вы в определенной мере сможете оценить свою готовность к сдаче.
Ознакомьтесь с оглавлением данного пособия. Посмотрите, какие темы вами уже изучены,
и начинайте выполнять задания. Желательно выполнять задания по мере прохождения
соответствующих тем. Рекомендуется отмечать наиболее трудные для вас задания,
чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену обратить на них более пристальное
внимание.
Если, готовясь к экзамену, вы
испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые
понятия и термины, обращайтесь за советом к преподавателям, тем более что при
систематической подготовке у вас есть такая возможность. Выполнять задание, не
понимая его, крайне неэффективно. Тот материал, который вы не находите в
учебнике, посмотрите в школьном словаре и справочной литературе и отметьте использованный
источник, чтобы потом в случае необходимости вернуться к нему.